Психика человека развивается постепенно, как и тело. На каждом этапе формируются важные навыки, которые помогают понять себя, свои эмоции и место в мире. Самое активное развитие происходит до 7 лет, хотя и позже изменения продолжаются, но уже не так интенсивно.
Развитие психики связано с расширением «эмоционального контейнера» — способности справляться с эмоциями.
Однако в процессе роста не всегда всё идет гладко. Если в детстве человек сталкивается с драматичным событием, это может повлиять на развитие его психики, как ссадина на теле.
Когда ребенок переживает эмоционально сложное событие, это оставляет след в его психике. Если брать аналогию с телом, это как ссадина или рана: поврежденная область функционирует хуже, и если таких ран много, навыки или способности, которые должны были развиваться на этапе, могут остаться недоразвитыми.
При сильных эмоциях, например, страхе, гневе или стыде, в организме поднимается энергия для действий.
Если эта энергия не была реализована (ребенок не смог выразить свои чувства, защититься, найти поддержку), она "застревает" в теле и психике.
В мышцах появляется зажим, а в головном мозге формируется "очаг" — доминанта, связанная с этим набором эмоций.
Психика, как и тело, стремится к восстановлению. Она "воссоздает" похожие условия, при которых образовалась ссадина. Это неосознанная попытка пережить ситуацию заново, но уже по-другому — с возможностью отреагировать иначе.
Например, если в детстве ребенку часто внушали, что он недостаточно хорош, он мог сформировать чувство стыда и доминанту, которая поддерживает это ощущение. Взрослея, такой человек может неосознанно попадать в ситуации, где ему снова указывают на недостатки, чтобы наконец научиться принимать себя и чувствовать свою ценность.
Зажимы и доминанты требуют постоянных энергетических затрат для поддержания своей активности. Это снижает общий уровень энергии, и человеку становится сложнее достигать целей, реализовывать себя или даже просто чувствовать себя счастливым.
Вот как психика развивается в первые годы жизни и какие проблемы могут возникнуть на каждом этапе:
Что формируется: чувство безопасности, доверие к миру и к себе.
Основной аффект: страх.
Главная потребность: ощущение безопасности.
Если ребенок часто чувствует себя брошенным или незащищенным, может возникнуть "ссадины", из-за которой взрослый человек будет тревожным и хотеть дополучить от других эту безопасность.
Что формируется: понимание границ, способность проявлять агрессию, чувство самоценности.
Основной аффект: гнев.
Главная потребность: структура, контроль и принятие.
Если границы ребенка игнорировали или чрезмерно контролировали, в будущем могут возникать проблемы с самооценкой или с агрессивностью.
Что формируется: уверенность в своей значимости и ценности.
Основной аффект: стыд.
Главная потребность: признание и ощущение себя исключительным.
Когда ребенка критикуют или игнорируют, это может привести к формированию внутреннего стыда, который будет мешать в достижении успеха.
Что формируется: половая идентификация, навыки привлечения внимания и построения отношений.
Основной аффект: вина.
Главная потребность: уважение и возможность проявлять себя.
Если ребенок не получает должного уважения или чувствует себя виноватым за свои чувства и поступки, это может отразиться на его способности строить отношения.
Осознавать свои "ссадины". Замечать повторяющиеся ситуации, которые вызывают сильные эмоции или мешают жить.
Работать с телом. Техники расслабления, работа с зажимами и телесно-ориентированная терапия помогают высвободить застрявшую энергию.
Обращаться за помощью. Психологи и психотерапевты помогают выявить причины блоков и научиться по-новому реагировать на триггерные ситуации.
Понимание этапов развития психики и механизмов ее восстановления помогает не только лучше понять себя, но и начать путь к внутренней гармонии.